Завод ЖБИ в Екатеринбурге - плиты перекрытия, бордюры, блоки бетонные, перемычки ЖБИ, фбс
Асбестовский завод ЖБИ. История и современность
К вопросу о контроле качества бетонных смесей и бетонов на строительной площадке при монолитном строительстве
Строительная энциклопедия ЖБИ
Информационный раздел
Географическая карта регионов
 

Асбестовский завод ЖБИ. История и современность

Бетон вносит существенный, если не решающий вклад в созда­ние материальной основы совре­менной цивилизации. Без бетона мир был бы совершенно другим. Из бетона возво­дятся промышленные и жилые здания, объекты соцкультбыта, плотины, энергетические ком­плексы, телебашни и многое другое. Самая высокая в мире телебашня построена из монолитного бето­на. Самые высокие здания на всех континентах построены с приме­нением  железобето­на в сочетании со сталью, в том числе мировой рекордсмен не­боскреб в Тайбее, высота которо­го со шпилем более 500 м.

После обрушения в результа­те пожара стальных каркасов зда­ний Всемирного торгового цент­ра  в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года,  в це­лом ряде проектов высотных зда­ний стальные каркасы были за­менены на железобетонные  так как бетон относится к группе самых огнестойких материалов (огнестойкость - способность материалов сохранять несущую способность в условиях пожара).

Обширной областью приме­нения бетона явля­ются инженерные сооружения - градирни, трубы, резервуары для хранения воды, сжиженного газа, нефтепродуктов, за­щитные оболочки АЭС и т.д.

В Советском Союзе развитие промышленности производства бетонных и железобетонных  изделий и конструкций началось в середине пятидесятых годов прошлого века. До этого бетонные и железобетонные изделия и конструкции изготовлялись на строительных площадках - в построечных условиях. Так возводились все значительные объекты периода индустриализации и первых пятилеток. Теперь общий экономический потенциал страны позволил перейти на новые формы технологии индустриального строительства зданий и сооружений из сборных элементов заводского изготовления. Решающую роль в этом сыграло историческое для строителей и для всей страны постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1954 года «О развитии производства сборных  железобетонных конструкций и деталей для строительства». На создание материальной базы сборного железобетона были выделены огромные средства. За последующие пять лет  была создана мощная индустрия, насчитывающая более 400 заводов и 200 полигонов. Объем производства  ЖБИ вырос почти в шесть раз (с 5,3 млн. м3 в 1955 году до 30,2 в 1960).

Таким образом,  благодаря действиям Первого секретаря КПСС Н.С. Хрущёва, была реализована кон­цепция индустриального домостроения с минимальными затратами и «малогабаритными» квартирами.

Строительство отдельных квартир для каждой семьи, пусть даже и миниатюрных - это огромный скачок в повышении ком­форта проживания населения всего Советского Союза, который  до настоящего времени не может сравниться ни с одним периодом развития жилищного домостроения в нашей стране. Повсеместно развернулось мас­совое строительство жилья. Люди старшего поколения  помнят строительство района «Черёмушки» в Москве. После этого в каждом городе строились свои «Черёмушки», в городе Свердловске это был жилой район на улице Посадской. Минимальные ком­фортные условия получало огромное количество жителей страны. Это был грандиозный и необходи­мый шаг. Люди получали отдельную благоустро­енную квартиру, шло расселение коммунальных  квартир и бараков. О строительстве и строителях снимались художественные фильмы, композиторы и поэты сочиняли, как сказали бы теперь, шлягеры.

 Только за одну пятилетку с 1966 по 1970 год в стране построены жилые дома общей площадью 518 млн. м2   и улучшены жи­лищные условия почти у 55 млн. человек.

В таком революционном процессе не обошлось без промахов. Чрезмерное увлечение железобетонными конструкциями привело к тому, что в течение нескольких десятилетий практически не развивались кирпичная, известковая, гипсовая отрасли стройиндустрии, производство теплоизоляционных материалов,  возник огромный дефицит мелкоштучных  стеновых материалов для индивидуального строительства и т.д.

Производство сборного железобетона  в стране за 10 лет (1960 - 1970  годы) выросло с 30,2 до 83,0 млн. м3.

Асбестовский завод ЖБИ, введенный в эксплуатацию в 1965 году является детищем этой концепции. Основной продукцией завода являлись конструкции  для  промышленного строительства, в частности, восемнадцатиметровые преднапряженные балки покрытий, а также изделия для жилищного строительства: фундаментные блоки, плиты перекрытий и др.

Процесс перехода страны на рыночные рельсы в конце двадцатого века оказался длительным и болезненным. В девяностые годы резко упали объемы строительства, промышленное строительство прекратилось вовсе. В основном велось малоэтажное индивидуальное строительство с использованием кирпича. Продукция заводов железобетонных изделий и, следовательно, цементных заводов перестала пользоваться спросом. Заводы простаивали, закрывались, разукомплектовывались. Индустриальное домостроение было уничтожено.

В последние 2-3 года наблюдается заметный рост экономики страны. В первую очередь это видно по возросшим объемам строительства. Ввод жилья в эксплуатацию по городу Екатеринбургу  в 2006 году приблизился  к «доперестроечному» уровню.  Но, новые экономические отношения  внесли коренные изменения в концепцию жилищного строительства. В первую очередь это выразилось в отказе от строительства на основе сборного железобетона. Подавляющее большинство зданий в последние 10-15 лет возводится с использованием монолитного железобетонного каркаса. Определенную роль в этом сыграло изменение приоритетов в  строительной теплотехнике. Коренным образом изменились требования строительных норм и правил к термическому сопротивлению ограждающих конструкций - наружных стен зданий.

Несмотря на то, что бетон су­ществует уже много веков, идея централизованного производства бетонной смеси и доставки ее на место применения насчитывает немногим более ста лет. Товарный бетон - это мест­ный материал. Среднее расстоя­ние его транспортировки в Евро­пе в настоящее время  составляет 10-15 км.

По мере развития технологии бетона стало ясно: не смотря на то,  что технология получения бетона, казалось бы, очень проста (дозирование компонентов, их перемешивание, формование конструкции из бетонной смеси и твердение смеси  до образования искусственного камня), высококачественный бетон может быть получен только в условиях стационарного производства  при строгом контроле качества сырьевых  материалов и технологии приготовления смеси. В монолитном исполнении, а именно для этих целей приме­няется, главным образом, готовая бетонная смесь - товарный бетон, строится в настоящее время большинство зданий и сооружений.

Асбестовскому заводу ЖБИ удалось выжить в трудные времена. Завод несколько раз менял владельцев. Были периоды, когда штат завода насчитывал 10-15 сотрудников. Не смотря на все это, основные цеха завода, здания, сооружения и оборудование были сохранены.

В 2004 году начался новый период в истории завода. Совместно с кафедрой технологии вяжущих материалов и строительных изделий Уральского государственного технического университета (УГТУ-УПИ) проводятся работы по совершенствованию технологии получения бетонных смесей и изготовления изделий, оптимизации составов бетонов, приобретению оборудования для заводской лаборатории и совершенствованию методик лабораторных испытаний.

Проведена реконструкция бетоносмесительного узла завода (БСУ) по переводу двух имеющихся смесительных секций в автоматизированный режим работы. Установленная автоматизированная система управления работой БСУ  позволяет  получать бетонные смеси любого необходимого состава, контролировать и учитывать расход всех сырьевых материалов и полученной бетонной смеси. Существенно повышена точность дозирования материалов, и,  следовательно, качество бетона и изделий.

Заканчивается реконструкции склада цемента.  Имеющийся  прирельсовый силосный склад цемента  расположен на значительном расстоянии  от БСУ. Это предполагает высокие расходы сжатого воздуха и, следовательно, электроэнергии на пневмотранспорт цемента. Установлены две новые современные  силосные банки рядом с БСУ, приобретен  тридцатитонный  автоцементовоз  на базе американского тягача, что и позволило отказаться от доставки цемента железнодорожным транспортом, снизить складской запас и приблизить склад цемента к смесительной установке. Одновременно восстанавливается система очистки воздуха, используемого для пневмотранспорта цемента и система  обеспыливания в здании БСУ.

Проект завода  середины прошлого века  предполагал выдачу товарного бетона только в автосамосвалы, которые могут транспортировать смесь на ограниченное расстояние, так как она при этом  расслаивается. Современные автобетоносмесители (миксеры) перемешивающие смесь в процессе транспортирования, с высотой загрузки около четырех метров, не могут загружаться  на заводской БСУ и это существенно ограничивает круг потребителей заводской продукции. Поэтому, в настоящее время  проводится реконструкция  узла выдачи товарного бетона по увеличению высоты загрузки  и со  середины августа   бетонную смесь можно будет загружать в любые автобетоносмесители,  даже самой большой ёмкости.

Весной этого года, специализированной организацией проведено обследование  несущих конструкций и кровли каркасного железобетонного здания главного производственного корпуса завода. Здание, прослужившее более пятидесяти лет, требует серьёзного ремонта. В планах администрации завода  начать ремонт осенью этого года.

Этим летом, после долгого перерыва,  в городе Асбесте начал строиться первый монолитный девятиэтажный жилой дом в районе улиц Лесная - Советская. Строительство ведет компания «Академ-Град».  Первоначально предполагалось бетонную смесь  транспортировать с Нижнеисетского завода ЖБИ г. Екатеринбурга,  на расстояние около девяноста  километров. Асбестовский завод ЖБИ предложил компании свои услуги. В результате, строительство обеспечено качественной бетонной смесью с требуемыми показателями при постоянном  оперативном контроле заводской лаборатории и квалифицированных специалистов завода. Экономичность данного варианта очевидна.

Еще один объект  в  г. Асбесте, на который завод поставляет товарный бетон - реконструируемый стадион средней школы № 8. Строительство осуществляет ООО «Техно-Лидер». За бесперебойную поставку качественного товарного бетона завод получил благодарственное письмо от  заказчика  -комбината «Ураласбест».

По оптимистическим прогнозам, рост экономики в стране, а значит увеличение объемов строительства, в том числе в городе Асбесте будет  продолжаться  (и не только жилищного, но и промышленного - магниевый комбинат). Асбестовский завод ЖБИ  готовится к встрече строительного бума.

Бетон

г. Асбест ул. Промышленная, д. 2
+7 (343-65) 7-48-80
+7 965 504-43-14
tduzms@mail.ru

схема проезда на завод | карточка предприятия